Стив Бушеми – не только общепризнанный замечательный актер, но и талантливый режиссер. Его второй полнометражной работой в качестве постановщика стала тюремная драма «Зверофабрика», в основе которой лежит книга бывшего заключенного, а впоследствии актера и литератора Эдварда Банкера. Так как мистер Банкер не понаслышке знал, что такое жизнь за решеткой, он написал достоверный и жесткий роман, а Бушеми отлично перенес его на экран, создав качественный и убедительный «уголовный» фильм.
Главная сюжетная линия строится на взаимоотношениях матерого опытного преступника Эрла Коупена и юного наркоторговца Рона Деккера, впервые оказавшегося в тюрьме. Деккер напуган, слаб, смазлив и его единственная перспектива выживания за решёткой – стать «петухом» какого-нибудь авторитетного осужденного. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств на Рона обращает внимание уважаемый рецидивист Эрл Коупен, который берет Деккера под свою защиту и становится его другом и наставником. Но даже протекция Коупена не гарантирует полную безопасность Деккера, ибо тюрьма живет по «волчьим» законам, и каждый день пребывания там может стать последним для любого зэка.
Режиссер Бушеми обстоятельно и неторопливо рассказывает историю необычной дружбы в тяжелых условиях, делая акцент на особенностях тюремного быта и избегая ненужных мелодраматических страстей, слюней, соплей и невероятных сюжетных поворотов. В «Зверофабрике» нет бешеной динамики, крутых экшен-сцен, взрывов эмоций. Это простая, но отнюдь не поверхностная драма человеческих отношений, интересно рассказанная и прекрасно сыгранная. Картина Бушеми – прежде всего «актерский» фильм, с яркими нетривиальными образами известных артистов, о которых стоит сказать отдельно.
Уиллем Дефо – авторитетный «уголовник» Эрл Коупен. Учитывая лысый череп Дефо в этом фильме, его облик напомнил мне другую интересную работу актера – роль вампира Макса Шрека в фильме «Тень вампира» (Shadow of the Vampire), снятого в том же году. Но в отличие от безжалостного монстра, жаждущего крови, Эрл Коупен – далеко не отрицательный персонаж по сути своей. Да, он преступник, заслуженно сидящий за решеткой, но даже после очень долгого пребывания в среде отбросов общества, он не превратился в законченного подонка, а остался Человеком, способным на хорошие и бескорыстные поступки. Фильм так и не дает четкий ответ, чем же так приглянулся матерому Эрлу «зеленый» Рон, но, скорее всего, даже герой Дефо не мог сам себе этого объяснить. Видимо Эрл был одним из немногих заключенных, у которого существовала искренняя внутренняя потребность помогать слабым и беззащитным, если они, по его мнению, того заслуживали. Уиллем Дефо прекрасно вписался в образ «мудрого зэка» и смотрится на все сто. Классная актерская работа!
Эдвард Ферлонг – «зеленый» новичок за решеткой - Рон Деккер. При всем моем неуважительном отношении к Ферлонгу, как к актеру, должен признать, что в этом фильме Эдвард хорош и убедителен. Пожалуй, с моей позиции, это его третья по-настоящему профессионально сыгранная роль, после Джона Коннора в «Терминаторе 2» и Дэнни Виньярда в «Американской истории Х». В большинстве остальных фильмов, преимущественно низкого качества, Ферлонг либо сер и невыразителен, либо откровенно халтурит. Но здесь Эдвард в облике Рона Деккера действительно интересен. Ферлонг не демонстрирует вершин актерского мастерства, но четко отыгрывает написанную роль и смотрится достойно.
Дэнни Трехо – закоренелый зэк и близкий друг Эрла Коупена – Вито. Этому брутальному актеру, также как и автору сценария «Зверофабрики» Эдварду Банкеру, не надо объяснять, что значит сидеть в тюрьме. До того как стать актером, Трехо был самым настоящим преступником и за решеткой сидел тоже по-настоящему. Так что для вхождения в образ, Дэнни достаточно было вспомнить свою бурную молодость и перенести собственный жизненный опыт на своего героя. Думаю, излишне добавлять, что в роли уголовника Трехо выглядит как самый натуральный зэк.
Микки Рурк – «петух»-трансвестит Джан. Это самый удивительный персонаж в «Зверофабрике», и одна из самых необычных ролей Микки Рурка в кино. Дело даже не в том, как Рурк играет, а в том – как он выглядит. Представьте себе здорового зэка с большими бицепсами, который при этом наполовину по-женски одет и ходит с яркой косметикой на лице и длинными маникюренными ногтями! Представили? Вот таков Рурк в этом фильме. Здесь он необязательный для основной истории персонаж, он просто сокамерник Рона Деккера, но даже его редкие появления на экране и пара монологов-рассуждений о жизни стоят того, чтобы это увидеть и услышать. Незабываемый образ!
Том Арнольд – психопат-насильник Бак Роуэн. Также абсолютно нетипичный для этого актера образ. Мы знаем Арнольда прежде всего как комедийного актера, игравшего всяких забавных персонажей в фильмах типа «Семейки придурков», а также прекрасно исполнившего также «юмористическую» роль спецагента – напарника Шварценеггера в комедийном боевике «Правдивая ложь» Джеймса Камерона. Но в «Зверофабрике» Тома Арнольда просто не узнать! Это крепкий, «съехавший с катушек», отморозок, который хочет «опустить» Рона Деккера. Глядя на него здесь, трудно представить, что данный актер обычно снимается в семейных комедиях. Жуткий образ!
Кроме вышеназванных актеров, также во второстепенных ролях заняты; сам Стив Бушеми (судебный исполнитель), Джон Хёрд (отец Рона Деккера) и, собственной персоны, автор книги и сценария Эдвард Банкер в эпизодической роли одного из зэков – друзей Эрла Коупена.
Я настоятельно рекомендую этот фильм всем любителям тюремных драм, так как с моей позиции это одна из лучших картин на данную тему, особо примечательная запоминающимися актерскими работами.
|