Новый костюмно-исторический фильм Синъитиро Савая о жизни Чингисхана был весьма пышно разрекламирован японскими СМИ. Ожидали чего-то сверхграндиозного, наподобие аляповатой «Клятвы» (простите, чуть было не оговорился — «Клюквы»). И немудрено: работа над новой кинобиографией Потрясателя Вселенной фактически началась еще 27 лет тому назад. В итоге реальные съемки, производившиеся на родине завоевателя, заняли что-то около четырех месяцев, а затраты составили 30 млн долларов, что для блокбастера явно маловато.
Тем не менее, масштабы съемок впечатляют: в баталиях занято около 5000 солдат монгольской армии, а в сцене провозглашения Чингисхана верховным ханом монголов в 1206 г. задействовано почти 30000 статистов. На фоне девственных монгольских степных ландшафтов все это смотрится действительно здорово. Однако перейдем и к замечаниям.
При работе над фильмом его продюсер Харуки Кадокава («Ямато») поставил перед ее создателями две задачи. Во-первых, популярно объяснить, почему именно Темучжину суждено было создать величайшую империю в истории — Монгольскую? Во-вторых, приоткрыть завесу над тайной его рождения. Справились ли они с этим? На первый взгляд — да.
Сценаристы Сэйити Моримура, Такэхиро Накадзима и Сёити Маруяма, основательно изучив источники, решили несколько «беллетризовать» биографию Темучжина, опустив при этом ряд важных деталей, например, заключение им выгодного союза с влиятельным вождем кераитов Ван-ханом, «Пресвитером Иоанном» христианских легенд, дружбу и последующий разрыв с влиятельным шаманом Кокочу. Зато добавили немало «отсебятины», выведя некую воинственную деву, наподобие степной «Жанны д»Арк«, верную соратницу Темучжина, а также «умертвив» его старшего сына еще до провозглашения отца верховным ханом монголов (1206 г.). В реальности нелюбимый Чингисом Джучи погиб на охоте гораздо позже, в 1220-х гг., когда монголы захватили Среднюю Азию и Китай.
Между тем, еще в 2006 г. телевидение китайской провинции Внутренняя Монголия сняло 30-серийный сериал «Чингисхан». И в китайском сериале Ван-хан, хан-христианин, является одним из главных действующих лиц, как и шаман.
Вообще, в сравнительно малобюджетном, но очень длинном (1350 мин) китайском сериале вся жизнь Чингиса представлена максимально подробно и точно, причем сам он выведен прежде всего страдающим и мыслящим человеком, а не коварным завоевателем. Потому что создавался сериал на родине Темучжина, во многом — самими монголами, для которых жизнь Потрясателя Вселенной — священное народное предание, а не комикс. И японцам, при всех их достижениях в области кино и компьтерной графики, такого никогда не поставить. Сериал скрупулезно пересказывает важнейшие источники о жизни Чингиса, монгольское «Сокровенное сказание» и китайскую «Мэн Да Бэй Лу» («Полную историю монголо-татар»). В сериале много баталий, подробно представлены осады и штурмы китайских и среднеазиатских городов. Показан даже один русский: в виде раба, продаваемого на рынке Самарканда.
Впрочем, сами-то шаманы, наряду с национальным оркестром, плясками, песнями и прочим «языческим» колоритом, в фильме Савая все-таки присутствуют. И тут нельзя обойтись без замечаний и по поводу этого самого «колорита».
На первый взгляд, исторические костюмы, доспехи, оружие выглядят в фильме Савая вполне «достоверно». Но вот авторитетный отечественный спец по доспехам монголов Михаил Горелик утверждает, что степняки стали пользоваться щитами только после завоевания Китая. Ведь у кочевников, в отличие от славян, викингов, рыцарей, никогда не существовало техники фехтования щитом. Это объясняется тем, что они с 5 лет приучались стрелять из тугого лука, поэтому их кости и мышцы специально развивались для этого. Луки в фильме очень даже монгольские, точнее, китайские (степняки заимствовали их оттуда). Но вот сама техника стрельбы сильно напоминает японскую (ср. сцены в фильмах «Последний самурай», «Семь самураев», «Ран»). Впрочем, в заключительных батальных сценах, когда монголы стреляют дружными (разумеется, рисованными на компьтере) залпами, все выглядит, вроде бы, очень даже «по-монгольски».
В итоге следует отметить две вещи. Во-первых, зритель, причем не только житель страны Восходящего Солнца, ожидал от создателей картины, конечно же, гораздо большего. Однако для того, чтобы более-менее подробно изложить биографию такого великого человека, как Чингисхан, фактической продолжительности фильма, т.е. 130 минут, явно маловато. Во-вторых, какими бы талантливыми кинематографистами не были японцы, они все-таки — не монголы, и японские актеры в роли степняков выглядят, может быть, и красиво, но неестественно. В России, точнее в Казахстане, подобную ошибку недавно совершил Сергей Бодров, снявший в роли самого Темучжина «звездного» Таданобу Асано («Табу», «Затойчи»). |