 Краткая биография:
Дата рождения: 8 марта 1900 - 19 февраля 1989 Александр Иванович Медведкин родился в Пензе. Советский режиссёр игрового и документального кино, оператор, сценарист, актёр, организатор кинопоездов и фронтовых киногрупп.
Александр Медведкин - сын пензенского железнодорожного машиниста. Во время Гражданской войны - боец, политработник 1-й Конной армии, старший инструктор политуправления Наркомата обороны. Руководил самодеятельным солдатским театром «гротеска и буффонады». Член РКП(б) с 1920 года.
В 1927 году, демобилизовавшись из Красной Армии, пришел работать на киностудию «Госвоенкино». В 1930 году перешёл на «Союзкино», где начал разрабатывать жанр сатирического кинопамфлета («Полешко», «Держи вора», «Фрукты-овощи» и другие). Умение изобличать бюрократизм, бесхозяйственность, нерадивое отношение к труду в форме веселой короткометражной комедии, построенной на эксцентрике и гротеске, стало свежим веянием и, пожалуй, даже открытием и для кинематографа, и для пропаганды.
С 1932 года творческие поиски Медведкина получили новый импульс: руководимый им кинопоезд «Союзкино» стал выезжать на стройки первой пятилетки, где на месте событий снимались, монтировались и показывались зрителям агитационные и сатирические киносюжеты. Эта своеобразная киностудия на колесах, в основе работы которой был принцип «Сегодня снимаем — завтра показываем», работала 294 дня, «разоблачая головотяпство, безобразие, срывы планов».
В 1934 году поставил свой лучший фильм — лубочно-сатирическую притчу «Счастье», высоко оцененную как при первых показах в СССР (Сергеем Эйзенштейном, Всеволодом Пудовкиным), так и спустя много лет за рубежом. История «непутевого» крестьянина, а затем колхозника Хмыря, при всех ее агитационно-пропагандистских акцентах и упрощениях, поражала богатством фантазии, замысловатым соединением народного лубка и сюрреалистического гротеска. К сожалению, гласная и негласная критика «сверху», которой подверглось «Счастье», заметно повлияла на дальнейший творческий путь режиссёра. Его следующий фильм — игровая комедия на «колхозную» тему «Чудесница» — носил слишком явный отпечаток политической конъюнктуры, хотя и в нём были любопытные юмористические находки.
В годы Великой Отечественной войны руководил фронтовыми киногруппами.
В 1946 году без особого успеха повторил опыт постановки полнометражной картины о жизни села («Освобожденная земля»), а затем занимался созданием киножурналов, специальных хроникальных выпусков, полнометражных хроникально-документальных лент («Слава труду», совместно с Р. Григорьевым и Е. Славинской; «Первая весна», с П. Посельским). Его очередная полнометражная игровая комедия «Беспокойная весна» (о покорителях целины) вновь была расценена как неудача. После этого Медведкин к игровому кино уже не возвращался и стал работать исключительно в жанре документальной публицистики. Изобличая неонацистов («Тень ефрейтора», «Склероз совести»), поджигателей войны («Безумие»), маоистов («Письмо китайскому другу», «Правда и неправда»), Медведкин оставался в поле конъюнктурного пропагандистского фильма, хотя нестандартные монтажные решения, ирония и личностная интонация (иногда он сам читал закадровый текст и даже появлялся в кадре) придавали его картинам определённое своеобразие.
Опыт раннего творчества Медведкина, с его ориентацией на плакатную экспрессию и социальную ангажированность, горячо воспринимался в 1960-е – 1970-е годы за рубежом (Франция, Чили, Алжир), где даже создавались группы «Медведкино». Медведкину посвящен документальный фильм французского режиссёра К. Маркера «Поезд в пути».
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1965).
Народный артист РСФСР(1969).
Народный артист СССР (1979).
Похоронен на Митинском кладбище (участок №131).
|